|English| |KharkovAO| |CyTeG|
|Home| |Сейчас| |Описание| |Шкалы| |СуперБури| |Биосфера| |Словарик| |News| |Ссылки
| |Оценить| |About|

Космическая Погода

Первая внесолнечная планетная система
у звезды подобной Солнцу

(По материалам: www.wsws.org)

Впервые об открытии планетной системы вокруг звезды подобной нашему Солнцу было объявлено 15 апреля. Три планеты размером порядка Юпитера , обращаются вокруг звезды Эпсилон Андромеды, которая находится в галактике Млечный Путь. Из-за необычного размера и орбит планет, исследователь Дебра Фишер из государственного университета Сан-Франциско (SFSU), сказала, "Это говорит о том, что планеты могут формироваться более просто чем мы когда-либо себе представляли, и что наш Млечный Путь изобилует планетными системами."

В 1996, астрономы SFSU зафиксировали планету в непосредственной близости от Эпсилон Андромеды. Продолжая наблюдать звезду в Обсерватории Лик около Сан-Хосе в Калифорнии, они обнаружили в своих данных сигналы от двух других планет. Независимо, в последние четыре года, исследователи из Гарвард- Смитсоновского Астрофизического Центра в Кембридже и Высокогорной Обсерватории в Боулдере, также обнаружили две внешние планеты вокруг Эпсилон Андромеды. Фишер комментировал: "Это - чрезвычайная находка и она требует чрезвычайного подтверждения. Два полностью независимых исследовательских наблюдения позволяют нам доверять этому открытию."

Эпсилон Андромеды расположена на расстоянии 44 световых лет (четыреста тысяч миллиардов километров) от Земли, но она легко видна невооруженным глазом. Планеты не видны ни в какие имеющиеся телескопы, но они обнаруживаются благодаря регулярным покачиваниям звезды, которые они создают обращаясь по орбите. Такая методика используется для поиска планет подобных Юпитеру в других звездных системах. Последние четыре года дали исследователям 22 таких планеты, хотя многие из них находятся вокруг звезд не похожих на наше Солнце. Эпсилон Андромеды пока единственная планетная система обнаруженная вокруг солнечноподобной звезды.

Свет от родительской звезды благодаря покачиваниям создает так называемый "эффект Доплера". Анализируя смещение темных полос в спектре звезды, астрономы могут определить скорость смещения звезды относительно Земли. Смещение темные полос в более красную область спектра говорит об удалении звезды от нас, а в более синюю область -о приближении к нам. Периодические смещения то в красную то в синюю область - признак того, что вокруг звезды может обращатся планета.

Ближайшая из трех планет имеет массу по крайней мере три четверти массы Юпитера и делает оборот вокруг Эпсилон Андромеды за 4,6 дней на расстоянии только около 8 миллионов километров от звезды ( расстояние от Земли до Солнца - 150 миллионов км., а между Меркурием, ближайшей к Солнцу планеты, и Солнцем - 58 миллионов км.). Вторая планета имеет массу около двух масс Юпитера и обращается за 242 дня по орбите вокруг звезды, на расстоянии около 129 миллионов км. Третья имеет четырехкратную массу того-же Юпитера и делает оборот вокруг звезды за четыре года на расстоянии 400 миллионов км.

Как формируются планеты

Один аспект этого исторического открытия - проверка теорий формирования планетных систем. Традиционно предполагается, что гигантские планеты, такие как Юпитер, Сатурн, Уран или Нептун, должны формироваться на окраине плоского газо-пылевого протопланетного диска. Как Юпитеро-подобная планета может сформироваться так близко к звезде - остается непонятным, и было сомнительным предметом дискуссий, пока не стала известна пока еще только единственная такая планетная система.

Это открытие подтверждает возможность существования значительно меньших планет земного-типа. Такие планеты только слегка пошатывают звезду, что вызывает отклонения в данных находящиеся пока за пределами чувствительности аппаратуры. Сделаны различные попытки использовать как оптические так и инфракрасные телескопы, чтобы обнаружить планеты в газопылевых дисках, окружающих звезды, на ранних этапах эволюции. Такие диски трудное изучать, поскольку блеск центральной звезды забивает слабый свет отраженный от диска.

NASA предполагает запустить Космический Интерферометр (Space Interferometry Mission - SIM) в 2005, который пять лет будет изучать соседние звезды, чтобы найти планеты земного типа. Этот телескоп будет работать совместно с наземными обсерваториями, такими как, Кек (Keck) Интерферометр и как часть проэкта NASA Поиск Землеподобных Планет (Terrestrial Planet Finder - TPF).

Такое изумительное открытие доказывает обоснованность проекта TPF и других подобных ему, что имеет огромное значение для понимания места Человечества во Вселенной. NASA наконец получила сбалансированный бюджет после шести лет его уменьшения.

См. также (англ.):

The first image of a possible extrasolar planet
[4 June 1998]

The first evidence of new Earth-like planets